Щедрость, готовность прийти на помощь

Февраль 28, 2015 By: admin Category: Интересное.

Вскоре после того как ребенку исполнится годик, начинают проявляться признаки заботы и сочувствия окружающим. Малыши начинают сознавать, что другие люди чувствуют то же самое, что и они. Приходилось ли вам наблюдать, как малыш протягивает свою бутылочку с молоком плачущему или чем-то очень огорченному ребенку постарше?! Он предлагает ему свое сочувствие и успокоение, хотя и не понимает, что тому необходимо успокоение другого рода. К двум-трем годам дети начинают сознавать, что разные люди ощущают одни и те же чувства по-разному, и уже могут придавать особое значение более сложным эмоциям. Если мама плачет, «мистер Два» уже не заревет вслед за ней, а, как взрослый, подойдет и тихонько в знак сочувствия погладит ей руку. Если мама благодарит и с признательностью смотрит на ребенка, это может укрепить его желание проявлять участие всякий раз, когда этого потребует ситуация. Но если мама никак не реагирует на его присутствие, равнодушна или отсылает его от себя, в следующий раз он может и не захотеть проявить участие к ней. Его зарождающееся сочувствие может пострадать, замереть в начальной стадии.

Щедрость, готовность прийти на помощь, успокоить и проявить как чувства так и действия являются началом эмпатии (сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого) — жизненно важного аспекта нравственного развития. До того как младшие дети и подростки смогут в полной мере отвечать любовью и заботой на горе другого человека, они должны приобрести способность придавать особое значение не своим интересам, а тому, что чувствует другой человек в данный момент. Они должны уметь поставить себя на место другого и посмотреть на жизнь его глазами, понять, что он при этом чувствует. Дети развивают в себе эти способности постепенно, взрослея и совершенствуясь.

Сочувствию, сопереживанию легче научиться, когда семья поставлена в рамки необходимости выжить всем вместе или, к примеру, возникает ситуация, когда малое сообщество людей (деревня) обретает чувство единения и сотрудничества, ежедневно работая для пользы друг друга. У некоторых народов чувство сотрудничества более развито, они склонны к групповым действиям. Они ставят интересы группы (особенно семейные интересы) выше личных устремлений. Общество, в котором культивируется индивидуализм и противостояние, не способствует развитию в людях сочувствия, готовности прийти на помощь и щедрости. Если мы растим наших детей с тем, чтобы они одерживали верх над всеми как в учебе, так и в игре, то таким образом мы проявляем откровенное пренебрежение к их желанию помочь другим. Дети слишком быстро впитывают в себя дух соревнования в очень юном возрасте. В конце концов, им пропитано все вокруг, а мы потворствуем такому отношению, когда заставляем ребенка победить во что бы то ни стало, во всем и всегда быть первым и самым лучшим, как и иметь все самое лучшее из лучшего.

Изучение результатов опроса общественного мнения показало, что самой большой ценностью для молодежи является возможность служения другим людям. Такой ценностный подход предполагает зрелость их веры и склонность к принятию вероучения Церкви АСД. Как правило, юноши и девушки, проявляющие такие ценностные характеристики, росли в семьях, уделявших много внимания служению людям. Это и не удивительно. Ведь Библия говорит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» {Тал. 5:13, 14); «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… был наг, и вы одели Меня» (Мф. 25: 35, 36). Последние три ступени лестницы Петра (христианского возрастания) — суть служение Богу, доброта и любовь. Заботливость, щедрость, услужливость, умение успокоить является стержнем христианской жизни. Наличие в нас этих качеств говорит всему миру, что Бог живет в нас (1 Ин. 4:12). Служение другим является выражением Божьей любви и главной целью нашего земного существования, а также самым лучшим противоядием против эгоизма — естественной склонности нашего греховного естества.

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование