Использование игры для развития активной позиции

Февраль 14, 2015 By: admin Category: Разное

Перестройка высшего и среднего специального образования в стра­не главным образом нацелена на возможно более полное удовлетворение потребностей общества в современных квалифицированных специали­стах. Речь идет о решении проблемы повышения качества подготовки студентов.

В учебном процессе наблюдается, к сожалению, что большинство сту­дентов заучивает информацию, фактически тренируя лишь память. Это спо­собствует приобретению знаний, но не развивает практических навыков. Эта проблема является одной из важнейших в подготовке кадров для заводов и предприятий.

К нам обращались технические и финансовые университеты, керамические и фарфоровые заводы, где делают гжельские сувениры, с просьбой создать какие-то методики для обучения молодых специалистов и художников.

Активизация творческой познавательной деятельности студентов требует широкого использования проблемного обучения, ко­торое выступает эффективным средством достижения прочных, глубоких знаний и навыков.

Выпускник педагогического учебного заведения, получивший квали­фикацию учителя, должен быть готов осуществлять обучение и воспитание учащихся, знать законодательство в области образования, основы социаль­но-гуманитарных, культурологических, естественнонаучных, психолого-педагогических дисциплин, основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; обладать личностными качествами, необходимыми в работе со школьниками; быть подготовленным для работы в образовательных учреждениях различного типа; уметь осуществлять пре­подавательскую, воспитательную, культурно-просветительскую, коррекци­онно-развивающую и управленческую деятельность.

Ни одна профессия не предъявляет человеку столь высоких требова­ний, как учительская. Важной предпосылкой успешного овладения педаго­гической профессией являются педагогические способности, а также сово­купность профессиональных и личностных качеств.

На одном занятии студентам художественного университета было предложено поразмышлять над высказыва­нием «Учитель — это…» для того, чтобы понять, что эта профессия означает для каждого.

Мы приводим некоторые примеры размышлений студентов.

Михаил С.: «Учитель — это минусы и плюсы. Учитель — человек, на ко­торого стоит равняться, он должен быть идеалом или стремиться к нему. Учителем быть крайне сложно. Профессия учителя подразумевает ответ­ственный подход к любому делу, за которое берется этот человек. Правда, в настоящее время учительский труд неблагодарен, не востребован и т.д. Учитель — это минусы и плюсы».

Мария Д.: «Учитель, на мой взгляд, одна из самых тяжелых профессий. Обладает колоссальным терпением, трудолюбием. Учитель должен постоян­но совершенствовать свои знания. На первом месте в этой профессии стоит любовь к детям, к своему предмету, умение работать в коллективе. Не смо­тря на высокие требования к этой профессии, в настоящее время этот труд оплачивается низко. Как правило, приходится работать за идею».

Марина Ф.: «Учитель — профессия очень творческая и требует массу терпения. Только прирожденный человек может стать хорошим педагогом».

Яна С.: «Неблагодарный труд!»

Татьяна О.: «Профессия учителя предполагает определенную ответ­ственность за те знания, которые он передает своим ученикам, учитель дол­жен воспитывать положительные качества».

Анализируя размышления студентов, можно сказать о том, что не все из них имеют четкое представление о профессии, многие считают профессию учителя «неблагодарным малооплачиваемым трудом».

Проводя работу со студентами, мы поставили перед собой задачи, по­мимо перечисленных, изменить их отношение к профессии учителя, отодви­нуть на второй план их мнение о «неблагодарном малооплачиваемом труде».

Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе служит игра, представляющая собой групповое упраж­нение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. В ка­честве примера мы предлагаем деловую игру «Педагогическое мастерство учителя».

Целью игры является актуализация выбора учительской профессии.

Задачи игры:

- помочь студентам педагогического вуза выяснить специфику профес­сии учителя;

- раскрыть возможности технологии обучения в сотрудничестве на ос­нове малых групп;

- организовать самоизучение студентами собственных умений социаль­ного взаимодействия в процессе учебной деловой игры.

Необходимое время: 2 академических часа. Вопросы, предлагаемые к обсуждению в процессе деловой игры, приведены в таблице.

Отзывы студентов о проведенной игре:

Мария Д.: «Деловая игра очень понравилась. Подобные методы по­лезно применять в обучении студентов, они помогают показать приоб­ретенные знания, а также поделиться своей точкой зрения с однокурсни­ками. Вопросы были несложные, но необходимо было обдумать варианты ответов и интересно донести до окружающих. Дискуссия удалась. Вопро­сы касались профессиональной компетентности учителя. Игра помогла нам понять, готовы ли мы для работы в данной сфере. Для меня игра была очень полезной и интересной, плюс заряд положительных эмоций на весь день».

Мария Р.: «Деловая игра позволила лучше понять смысл учительского труда, мотивов педагогической деятельности, разобраться в методах обуче­ния и воспитания, выявить профессиональную подготовленность студентов в нашей группе».

Иван И.: «Проведенная игра является прекрасным образцом педагоги­ческого творчества преподавателя. В ходе проведения использовались но­вые педагогические технологии, в том числе ориентированные на развитие творческих способностей студентов. Также следует отметить, что данная работа позволила выразить свое отношение к будущей профессии. Деловая игра оказала благоприятное воздействие на группу, укрепив наше желание в будущем работать по специальности».

Comments are closed.



Категории:


Дошкольное образование